Жизнь человека — бурная и непредсказуемая. Кем бы вы ни были, в вашей жизни всегда полно эмоций. И если положительные эмоции зачастую есть с кем разделить, то груз тяжелых проблем обычно приходится нести на собственных плечах. Но сегодня мы поговорим о необычном человеке, который по роду своей деятельности часто оказывает паллиативную помощь, то есть помощь смертельно больным людям и их близким. То, что человек умрет, об этом знают все. Но не все готовы об этом говорить , — считает экзистенциальный психолог и священник Александр Филиппов.
От солдата до священника
На первый взгляд может показаться, что две профессии Александра Филиппова — психолог и священник — два параллельных направления. Но, после общения с Филипповым, понимаешь, что они закономерно дополняют друг друга.
— Может это будет звучать несколько цинично, но я считаю, что сегодняшний уровень духовенства просто поражает своей убогостью. Зачастую священники элементарно не грамотны. По моему мнению, священник не может обойтись без дополнительного образования, он должен гореть и быть очень харизматичной личностью. Я бы даже настаивал на том, что священнику необходимо второе гуманитарное образование, — считает Александр.
Специальность психолога Александр Филиппов получил после армии. Служил по контракту в армии.
— Там впервые появилось внутреннее армейское переживание того, что Бог есть. Не книжное, а настоящее, пережитое. А раз уж оно появилось, то необходимо было его реализовывать, - рассказывает Александр Филиппов, ныне протоиерей и настоятель больничного храма часовни при стационарном отделении Одесского областного центра по борьбе со СПИДом, социальный психолог, публицист, преподаватель в Межрегиональной Академии управления персоналом (МАУП). - В армии я понял, что хочу быть священником. Учился в протестантской семинарии, закончил Киевскую духовную семинарию. потом докторантуру. Еще когда учился в университете, я уже знал, что вся моя оставшаяся жизнь будет связанна с психологией, и будучи начинающим клириком инициировал миссию для умирающих от СПИДа.
Около пяти лет прожил непосредственно при хосписе (специализированное медицинское учреждение для ухода за неизлечимо больными людьми в конце жизни) в служебном жилье на Кривой Балке в стационарном отделении Одесского центра по борьбе со СПИДом. Там есть стационарное лечение, есть хоспис и есть отделение для пациентов на предтерминальной (последней) стадии болезни.
— Наша миссия — идея оказания помощи больным с иммунодефицитом появилась еще в 2001-2002 годах. Я и еще несколько человек ходили по палатам, где лежали больные ВИЧ. Сначала я ходил как волонтер, потом - как послушник, дьякон и капеллан. Супруга Марьяна с первых дней мне помогала, — рассказывает отец Александр. — Она, имея два высших образования, устроилась санитаркой при хосписе. Она обмывала трупы и меняла памперсы больным, помогала делать все, чтобы эта миссия состоялась. Это был обдуманный шаг. И нам все удивлялись, потому что это был единственный стационар, где у санитарки было два высших образования. Когда приезжали представители различных Европейских фондов, удивлялись, как можно делать такую работу фактически за копейки. Для сравнения — один день хосписной медсестры в Европе равна нашей месячной.
Когда построили часовенку при Центре, Филиппов стал работать с пациентами, которые жили при хосписе и проходили стационарное лечение.
О чем говорят перед смертью?
Беда человека в том, что он смертен и смертен внезапно , — говорил знаменитый Булгаковский персонаж. Для того, чтобы морально подготовить человека к смерти, нужно самому перестать бояться, считает священник Александр:
— Любое дело не терпит дилетантства. Поэтому человек, прежде, чем начать оказывать людям паллиативную помощь, должен решить свои внутренние проблемы отношения к смерти. Когда мы находимся рядом с умирающим человеком, то мы не можем обойти вопрос о том, что рано или поздно мы тоже умрем. Психолог, боящийся смерти, не только не способен помочь умирающему, но и раздражает его: видя страх смерти в глазах психолога, умирающий ощущает себя монстром, чудовищем. И это делает его страдание невыносимым и создает своеобразный барьер между психологом и больным, — объясняет Филиппов.
По мнению Александра, люди, которые ощущают приближение смерти, становятся мудрецами и даже философами. В чем они действительно нуждаются, так это в собеседнике, или скорее всего, в слушателе.
— Я вам скажу, что никаких особенных вопросов эти больные не задают. В основном — это какие-то бытовые вопросы. Чаще всего люди не спрашивают, а рассказывают. Это люди асоциальные, их мало кто слушал в жизни. Даже вопрос Умру, а что там? задают не чаще, чем все остальные. Момент умирания может изменить результат всей жизни: люди, которые признают, что такой итог — это результат их жизни, если не ищут виноватых, то они получат мир и покой.
Бизнесмены помогать не спешат
На юге Украины специализированных хосписов для больных с иммунодефицитом все два - в Одессе и в Херсоне.
— Можете себе представить, что на всю нашу Одесскую область, которая является проблемным регионом, — 50 мест? Это же специфический стационар. Туда с открытыми инфекциями попасть нельзя. Если так разобраться, то от СПИДа же никто не умирает, — со знанием дела объясняет Филлипов. — К летальному исходу приводит болезнь, которую мы в обычной жизни даже не замечаем, но в их случае это смертельно. Например, мы являемся носителями палочки Коха, герпеса и т.д.
Лечение такого человека — это сложный процесс, к каждому необходим индивидуальный подход. И в Центре даже нет психолога.
— В свое время, если купец совершал крупную сделку, то часть денег он жертвовал на благотворительность, — говорит Александр. — Когда я ходил к одесским бизнесменам с просьбой о помощи выделять какие-то небольшие средства для оплаты трех-пяти специалистов, чтобы они приходили и работали (тем более, что кабинет там есть, и еще масса пациентов дома лежит), мне часто в глаза говорили: А зачем это делать? Больные СПИДом? Пусть лучше сдохнут! Чем они быстрее сдохнут, тем у нас в городе будет меньше проблем. .
Есть и другие серьезные проблемы, которые волнуют Филиппова. Оказывается у нас умирающим больным нельзя давать обезболивающее.
— Нужно соблюсти такое количество нормативов, что на это никто не идет — сейфы, охрана, документация, печати. Поэтому врачи не могут облегчить жизнь человеку, который умирает в диких корчах, — объясняет он.
Но человек, по мнению Филиппова, должен умирать достойно. Больше всего священник сожалеет о о том, что люди, которые осознавали культуру умирания, хранили и знали традиции сестер милосердия, — были физически уничтожены сотни лет назад.
- К примеру, 100 лет назад увидеть графиню или княжну с красным крестом — это было нормой, — рассказывает священник. — А сегодня вы видели когда-нибудь жену какого-нибудь депутата или олигарха, которая бы в хосписе ухаживала за больными.
Александр
Приветствие отклонено
Ваше приветствие не подходит по одной из причин:
контакты или ссылки на другие сайты
мат, хамство, оскорбления
предложения коммерческих услуг или секса
попрошайничество
отсутствие смысловой нагрузки.
Личная информация
1 фото
Фотография, отмеченная как эротическая доступна только тем пользователям, которые согласились просматривать эротический контент. Подробнее почитать об этом и определить свои предпочтения вы можете в разделе Настройки .
Душа – война миров
о. Александр Филиппов УПЦ КП
Человек уникальнейшее существо во вселенной, застрявшее между двумя мирами: духовным и животным. Имея дух, он принадлежит миру ангелов, способен пророчествовать, видеть на тысячелетия вперед, в молитве восходить на величайшую высоту, к Престолу Самого Творца. В то же время, человек имеет тело, которое требует пищи, тепла, безопасности, удовольствий. Тело животно и ведет себя соответственно - подобно неразумному щенку, способному отожраться до неспособности двигаться, если не убрать вовремя кормушку. Еще через мгновение - это хитрый хищник, ищущий удовлетворения своей страсти и способный на многое ради нее. Дух же потенциально велик и способен держать тело вообще без пищи многие дни, лишать его тепла и удовольствий, заставляя жить без самого необходимого, переступая законы жизнеобеспечения организма и бесконечно поражая своими чудесами. Примеров тому масса.
Это и выжившие в концентрационных лагерях, и достигшие полюсов планеты, это и аскеты-подвижники, искавшие величия духовной жизни, побеждая страсти и похоти. Человечество хранит тысячи ярких примеров подвигов духа, к сожалению так мало кого сегодня вдохновляющих. Душа же человека - своеобразный колизей , арена, на которую выброшен дух человеческий противостоять зверю. Проиграть очень легко, а точнее - в реальности повседневной жизни дух обречен, потому Сам Господь некогда сошел с Небес дабы даровать духу человеческому победу, но она не дается насильно или автоматически, ее нужно взыскать. Царство Небесное силою берется со времен Иоанна Крестителя! Взыскать не просто, как мы привыкли кликать пультом от телевизора в поисках любимой передачи, а взыскать, как выход из горящего дома. От этого зависит наша судьба в вечности, будущее нашей бессмертной души.
Животное естество, называемое в христианской традиции плотию, сильно своим союзником - покровителем, некогда сияющим Архангелом, ныне же олицетворяющим все темное, что только есть в нашем мире. Не просто сражаться с соперником, самым опытным и древним из тех, кого только видела Земля. Он знает все слабые места, и бьет по ним именно в тот момент, когда ты не ждешь, именно тогда, когда нужна поддержка. Он делает это не сам, а через близких и дорогих нам людей, которые, того не ведая и будучи не в состоянии противостать сгустившемуся злу, наносят нам удары. Мы, не видя истинного обидчика, ассоциируем всю боль с их лицами и платим им той же монетой. Круг замкнулся.
Рушатся семьи, ломаются отношения, приходят неприязнь и вражда. И вот - человек, окруженный миллионами ему подобных, одинок. У него еще теплятся какие-то светлые чувства к некоторым окружающим его людям, но он уже боится открыть их, боится нового предательства, нового удара. Те крохотные остатки любви и нежности, на которые еще способны наши ожесточенные обидами сердца, остаются не обнаруженными, перегорая в наших душах, оставляя горький привкус утраченной радости.
Дух велик, но лишь потенциально. В каждом из нас живет дыхание Бога, данное нам при создании, но зловоние нашей невоздержанности, увы, заглушает этот тонкий аромат. Смердит все это вонь наших сигарет, угар алкогольных паров, тление съеденной свыше пресыщения пищи, миазмы сексуальных утех, нафталиновый душок из наших шифоньеров, набитых вещами, которые не сносить не только нам, но и нашим детям. Перечислять можно очень-очень долго. Конечно, у каждого будет свой букет , какие-то запахи начнут доминировать, какие-то вообще прекратятся, но поверьте - благоухания (за крайне редким исключением) не получится. Но самое страшное зловоние - это наши мысли. В них мы превзошли самих себя. Господь объяснял Своим Ученикам, что сделанное в мыслях, по сути уже сделано. Мир духовный бесплотен и в нем совершенно необязательно производить какое-либо действие. Одна мысль приводит в движение неведомые нам механизмы - ведь сейчас мы скованы телом физическим. Если хочешь увид еть нечто ужасное, достаточно внимательно рассмотреть свои мысли, проанализировать свои желания. В своих мыслях мы настоящие, нас никто не видит. Там мы непосредственны, и позволяем себе такое, в чем боимся признаться самим себе.
Как вам нравится увиденное? А ведь такими, настоящими, видим себя не только мы, но и наш Творец. Ведь Он - наш Отец Небесный, наш Папа, который знает про Своих деток вообще все.
Именно такими Он видит нас.
Он знает нас совершенно не так, как видят и знают нас люди. Не здесь ли причина всех наших неудач и промахов? Даже когда мы молимся, мы забываем, что предстоим перед Господом совершенно в другом виде, нежели нас созерцают окружающие. Молитва - это, прежде всего, обращение духа человеческого к Духу Божьему. Настолько ли мы духовно благополучны, насколько привлекательны внешне? Подавляющее большинство прихожан и прихожанок общин всех конфессий и традиций прихорашиваются (порой слишком долго и тщательно) перед зеркалом, собираясь на служение в свою церковь. Многие ли при этом не забыли помолиться? Думаю, здесь количественный показатель резко падает. Стоит ли спрашивать, многие ли готовились к служению с вечера, испытывая свою совесть, исповедуя перед Богом свои помыслы? Наверное, не стоит - дабы не впасть нечаянно в грех осуждения ближнего. Картина в итоге получается довольно печальная.
А ведь совершенно не нужно иметь богословское образование, чтобы достаточно обоснованно предположить, что перед Богом мы предстаем именно в духовной нашей ипостаси. И тут (осознавая это) впору провалиться от стыда перед Господом сквозь землю, а не с умилением на лице подпевать хору, одновременно не забывая с интересом рассматривать окружающих, мысленно награждая некоторых нелестными отзывами.
Давайте на мгновение представим то, что же видит Господь и Его святые Ангелы, взирая на нас в духовном изменении, в мире горнем. Сияние Его святости, как сильный ветер сдувает с нас всю шелуху нашей самоправедности, весь вздор наших понятий и представлений о справедливости, обнажая Его взору все наши помыслы и тайные желания, сокрытые грехи и преступления, наши мысленные расправы над обидчиками. В этом свете благочестивая домохозяйка, говорящая на исповеди: даже не знаю, что рассказывать иногда выглядит как плод воображения Стивена Кинга. Для адекватной духовной жизни, крайне необходимо осознание своего истинного состояния. Становясь рабами имиджа, мы весьма часто не радеем о нашей внутренней жизни, растрачивая все силы на поддержание нашего социального статуса. Духовная жизнь остается в небрежении, но голод духовного естества невозможно заглушить окончательно или игнорировать. А пища духовная, продукт специфический, дорогостоящий и, в отличие от вс его остального, совершенно не дающийся чужими руками , он, как манна, данная в пустыне Израилю, которую каждый собирал сам на всякий день, не имея возможности запастись впрок. Господь усмотрел в жизни человека специально для этого время. В каждом нашем дне есть время сбора духовной манны , время молитвы, время вечерней исповеди о дне прожитом, время, предназначенное Священному Писанию, время заботы о наших близких, ибо служа малым сим мы служим Ему. В каждом нашем дне заложено для всего этого свое время Как мы сегодня распорядились этим временем? Кому или чему мы его пожертвовали? Именно пожертвовали и никак иначе, потому что оно священно, как все, что предназначено Господу, добровольно отдано нами Ему. На языке Священного Писания святое значит – отделенное, специально предназначенное. Кто пожрал сегодня нашу святыню? Какой из наших божков? Наш ли это божок или навязанный нам обманом и подлогом? Чем сегодня мы заглушили голод нашего духа? Каким суррогатом себя напичкали? Таких веществ всегда было предостаточно в мире людей. Кто-то утром за чашечкой кофе слушает свой гороскоп на предстоящий день, позволяя кому-то, с зачастую сомнительной репутацией, программировать себя, отдавая безропотно свой разум на поругание. Кто-то в наивной самонадеянности двигает мебель по рекомендациям статьи о Фен-Шуй из развлекательного журнала. Подумать только, его неблагополучие из-за того, что комод стоит не в том углу, а не из-за его патологической лени и наплевательского отношения к делу, которым он занимается! Что легче - изменить себя или переставить свой стол? Снова мы попадаемся на доступности, легкости, дешевизне. Тысячелетия человеческого опыта ни чему нас так и не научили. Снова и снова миллионы Буратин копают ямки на Поле Чудес, а утром искренне удивляются, не обнаружив дерева с золотыми монетами .И снова копают ямки, погребая в них свои таланты и остатки разума и человеческого достоинства.
Давая Заповеди, Господь отталкивал нас от края пропасти, которую мы не видим, но в которую безудержно стремимся, увлекаемые нашими неудовлетворенными желаниями. Мы ропщем и возмущаемся архаичности моральных догм и правил, настаивая на том, что они устарели и мешают нам наслаждаться жизнью. Но заповедь не вяжет человека по рукам и ногам. Мы вольны поступать, как нам вздумается. Заповедь это взгляд Бога, через блестящие от слез глаза матери, провожающей на позднюю прогулку свое ретивое чадо. Все что некогда Моисей принес Израилю на скрижалях, все, что записали в тысячах манускриптов Пророки и Апостолы, легко умещается в двух словах этой матери: Береги себя .
Господь в Эдеме поручил Адаму владычествовать над животным миром. Дух поставлен над плотию, а не наоборот это принципиально в этом корень безопасности и плоти, и духа. Дух человеческий обязан вовремя убрать кормушку, не дать телу уничтожать себя Владычество - не тирания, владычество - это трепетная забота и ответственность. Но животное остается животным и требует наравне с заботой постоянного контроля. Любое животное, живущее рядом с человеком, просит внимания и времени - порой очень настойчиво. А если оно не просто рядом? Ели оно внутри, внутри настолько, что является неотъемлемой частью тебя самого? Что тогда? Вопрос напрашивается сам: каково оно? Плотоядно ли? Судя по ежедневным новостям, это животное может быть беспредельно жестоким. Каждый день кто-то из людей становится бессилен преодолеть его в себе. Тогда происходит беда.
Вспомним газетные статьи: В таком-то городе домашняя собака загрызла ребенка и т. д. и т. п Несомненно, собак, которые спасали людей, намного больше, но легче ли от этого пострадавшему чаду? Я сам очень люблю собак и в подобных случаях не всегда умею возбранить себе винить людей, которые не справились с ответственностью воспитания хищного животного, решившись поселить его в своей квартире, вместе со своими детьми.
Разумнее всего человеку не забывать, что он тоже принадлежит к животному миру - ровно на столько, насколько он также хочет кушать, отдыхать, защищать себя, продолжать род (или просто получать удовольствие от процесса). Присутствие человека в духовном и животном мирах одновременно дает ему уникальную позицию. При этом следует учесть то, что он не на половину там и там, а имеет полноту духовной жизни (в отличие от животного мира) и полноту животного естества (чего не имеют ангелы). В этом человек выше ангелов и выше всего творения выше него только Бог, Троица!
Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. (Быт.2:19)
В самом начале Господь наделил человека правом и ответственностью давать имена всем животным. Дать имя - постичь естество, познать суть, а не просто повесить ярлычок или придумать кличку. Ни для кого из нас не секрет, что означает, например - волчий характер , телячьи нежности и т. п. Творец не останавливается на этом, Он дарует человеку заповеди, где называет своими именами все животные грани человеческого естества. Отныне блуд - это блуд, а не сексуальное разнообразие ложь - это ложь, кража - кража Словом проводится грань, за которой человек может потерять свою духовную суть и просто-напросто обратиться в животное. Заповеди не есть способ ограничить свободу человека, как говорилось немного выше, а скорее попытка предостеречь от потери уникальной духовности, в которой отражается Сам Бог.
Трагедия начинается там, где вещи теряют свои имена. Подобно тому, как волка назвать овцой и привести к себе во двор. Назовите его хоть шиншиллой, он останется волком, и очень скоро вас ждет беда. Сегодня сексуальную нечистоту назвали раскрепощенностью и свободой. Ложь назвали политикой. Воровство - бизнесом. Предательство и зависть - карьерным ростом. Пошлость и безвкусицу - искусством. Наши души теперь подобны дворам, по которым блуждают лютые звери, одетые в маски беленьких и пушистых зверушек.
Дух должен обуздать животное естество человека, а не служить ему, как это чаще всего происходит. Дух человеческий некогда уронил бразды, обуздывающие животное естество, и Христос пришел, чтобы вложить нам в дрожащие руки эти бразды. Что же будем делать?
Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете. Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. (Рим.8:12-14)
Плоть, подчиненная духу, это - прежде всего, объективные возможности действия, это жизнь, наполненная смыслом и содержанием, а не бесконечная череда удовлетворений жизненных потребностей. Человек очень легко скатывается к достаточно примитивному существованию, хотя у некоторых это выглядит довольно роскошно. Некто, покупающий новую, баснословно дорогую мебель в свой шикарный дом, очень часто не отличается от крысы, тащащей себе в нору кусок тряпки с помойки Мотивы и цели абсолютно одинаковы: в норке должно быть тепло и уютно. Про сходства в продуктовых буднях, я думаю, лучше вообще не начинать, слишком грустно получится. В выборе атрибутов внешнего вида очень многое рассчитано на воздействие на противоположный пол Не спешите называть меня ханжой и занудой - я не говорил, что все это низко и заслуживает презрения. Вовсе нет! Если в этих аспектах не перейдена грань здравого смысла и ничто из вышеописанного не доведено до навязчивой самоцели, то это не тол ько нормально, но и крайне необходимо для вменяемой человеческой жизни и построения полноценного быта. Ненормально, если оно становится целью и смыслом бытия.
Когда удовлетворение физиологических потребностей делается, если не единственным, то хотя бы самым важным аспектом жизни - происходит падение человека с высоты венца творения в земную фауну, где первенство он может получить только в двух номинациях: жестокость и распущенность. Ну, безразличие циничное еще, думается. Человек, ограничивший себя добыванием материальных благ для приобретения пищи, комфорта, заботы о потомстве, нисколько не возвысился над животным миром. Более того, у многих животных некоторые вещи получаются намного лучше и качественней. Если бы мы могли трудиться, как те же пчелы, лимузин бы стоил не больше месячной зарплаты педагога! Позволю себе, простите, еще немного сгустить краски. Человек намного более склонен к деструктивному поведению, нежели братья наши меньшие. Например, совершение убийств, не мотивированных инстинктом самосохранения, а являющихся следствиями сексуальной невоздержанности, превосходящей по масштабам все вольности , которые позволяют себе зверушки, вместе взятые. И, несомненно, тщеславие и способы достижения вожделенного, превращающие оленей, ломающих друг другу рога, и хищников, грызущих собратьев в стремлении доминировать, рядом с человеком в инфантильных ленивцев, негодных ни на какое внятное сравнение с жестокостью и фанатизмом, на которые способен Хомо возомнивший себя Сапиенсом.
Дух обязан господствовать над плотию со всеми ее страстями. Я решаю идти - и ноги несут меня Не тело диктует мне, а я решаю, как поступить с моим телом. Представьте себе, что ваш дух совершенен, а тело безоговорочно ему подчинено. Не к тому ли хочется стремиться? Может, мы просто себе не говорили никогда об этом? Так давайте скажем. Не устали мы оттого, что наше туловище диктует нам, как жить? Наш дух немощен и не может справиться со зверем внутри нас? Ну, да ведь мы же сами вырастили в себе этого монстра. Не хватает сил отказать себе хотя бы в том, что очень для нас вредно? Туша требует жрать? Наш дух - это полное ничтожество. Блажен тот, кто уже убедился в этом и похоронил свои последние я, если захочу, то смогу . Он может начинать восхождение.
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. (Матф.5:3).