Суббота, 18.05.2024, 21:15
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой любимый город Одесса

Меню сайта
Наш опрос
Вы любите свой город?
Всего ответов: 178
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Афиша города

Второе Христианское Кладбище Одесса Адрес
второе христианское кладбище одесса адрес

Святыни

Для увековечивания памяти высокопреосвященного Дмитрия, архиепископа Херсонского и Одесского Городская Дума 20 февраля 1884 г. постановила: соорудить на городские средства церковь на Новом кладбище во имя Св.Дмитрия, митрополита Ростовского, день которого православная церковь празднует 21 сентября. Этим же постановлением были выделенны на сооружение церкви 25 000 руб.

В июне 1885 года комиссия по сооружению храма подписала контракт с подрядчиками инженерами Плановским и Гайновским на постройку храма по проекту архитектора Георгия Мелетьевича Дмитренко.

Закладка храма и освящение состоялось 14 июля 1885 года в присутствии преосвященного Никанора, епископа Херсонского и Одесского. В фундамент был положен краеуголиный камень, а преосвященный Никанор сделал по нему первый удар топором с ручкой черного дерева.

Здание церкви, выполненное в русском ярославском стиле имело много интересных архитектурных решений. Строительство шло быстро и безостановочно, и уже 11 июня 1887 года комиссия по строительству приняла оконченную постройку. Оставалось выполнить работы по установке иконостаса, устройству мраморного пола, золочению крестов, на что городская дума выделила дополнительные средства. В общем, затраты города на постройку храма с внутренней отделкой, иконостасом, живописью и всей церковной утварью составили 45 000 руб.

К лету 1888 года постройка была в целом закончена. Храм величественно возвышался над недавно открытым, в 1885 году, еще почти пустым, Новым кладбищем. Предпологалось освятить храм 12 (30 авг.) сентября, в день перенесения мощей св. Александра Невского, однако окончательная доделка убранства храма потребовала еще некоторого времени.

Граждане Одессы никогда не были безучастными в деле благотворительности при постройке городских церквей. Известно множество случаев денежных и вещественных пожертвований на богоугодные дела. Так, проживающий в Одессе отставной рядовой Николай Евсеев, чувствуя приближение смерти и не имея ни родных, ни знакомых, пожертвовал имеющиеся у него 300 руб. добытые тяжелым многолетним трудом, на украшение храма в память Св. Дмитрия .

Накануне праздника дня святителя Дмитрия, митрополита Ростовского, 1 октября (30 сентября) 1888 года состоялось освящение храма, сооруженного в память почившего архиепископа Херсонского и Одесского Дмитрия (Муретова). Торжественное освящение совершал преосвященный Никанор, архиепископ Херсонский и Одесский. В 1936 г. в храме служили два священномученика: митрополит Одесский Анатолий (Грисюк) и архимандрит Геннадий (Ребеза). Недалеко от храма покоится подвижник благочестия г. Одессы Иван Петрович Жуковский.

Чудесный по красоте храм стал одним из красивейших в Одессе. Наружная отделка храма изящна и величава. Вместо мраморного сделан красивый мозаичный пол. Простая с виду внутренняя отделка церкви украшена деревянным иконостасом бирюзового цвета , имеющим оригинальное решение. Шесть его икон представляют собой изображение святых тех дней, которые почему-либо представлялись в жизни скончавшегося святителя выдающимся событием . На них изображены святые, празднование которых приходится: в день рождения архиепископа Дмитрия день посвящения в монашество день возведения в сан епископа день кончины и двухкратное назначение высокопреосвященного Дмитрия в Одессу. Идея эта служит прекрасным памятником почившему архиепископу. Под каждой иконой сделана соответствующая надпись. До сегодняшнего дня сохранились надписи лишь под тремя иконами.

История храма св. Дмитрия Ростовского интересна еще и тем, что он является единственным одесским православным храмом, который никогда не закрывался, даже в советские времена, благодаря ходатайству академика В. П. Филатова.

В наши дни великолепный бирюзово-белый храм всегда открыт для прихожан, которые любят его за отсутствие суетности, тишину кладбищенской обстановки и уединенность.

2е христианское кладбище

. показал своему начальнику столетнюю историю Одессы, покоящуюся под гранитными плитами. Он показал ему памятники и склепы экспортеров пшеницы, корабельных маклеров и негоциантов, построивших русский Марсель на месте поселка Хаджибей. Они лежали тут - лицом к воротам - Ашкенази, Гассены и Эфрусси, - лощеные скупцы, философические гуляки, создатели богатств и одесских анектодов. Они лежали под памятниками из лабрадора и розового мрамора.

И.Бабель

Из одесских рассказов

Мне бы тоже очень хотелось посмотреть ту историю Одессы и показать её вам, но к сожалению это невозможно. 2е еврейское кладбище о котором писал Бабель было уничтожено в конце 70х годов. На нем кстати был похоронен и отец писателя. Теперь на его месте разбит никому не нужный парк, гуляющих там не видно. Оно и понятно, место для парка не самое удачное, напротив - кладбище, рядом тюрьма.

Вот так 2е еврейское кладбище выглядело когда-то

Вот так оно выглядит сейчас

Это примерная копия ворот кладбища с памятной табличкой о том что здесь была растреляна Жанна Лябурб. Кто она такая можно почитать тут

И 2е еврейское и 2е христианское кладбища были открыты задолго до революции. Тогда это место было за городом, теперь это часть города. На 2м христианском кладбище тоже похоронены многие известные в Одессе и не только личности. Поэтому я думаю вам будет интересно пройтись по нему вместе со мной, пока кому-то не пришло в голову уничтожить и его(

Кладбище занимает очень большую територию и условно его можно разделить на 2 части: левая - католическая и правая - православная. На центральной аллее находится церковь

На этой же аллее прямо у входа находится могила той самой Жанны Лябурб.

Недалеко от церкви похоронен академик Филатов

народный артист М.Водяной, вы наверняка помните его по роди Попандопулы в фильме Свадьба в Малиновке

Федорчук Вера Ивановна, трагически погибла при исполнении служебных обязаностей на теплоходе Адмирал Нахимов . В Википедии написано об этом.

Старинных семейных склепов сохранилось не много, все они закрыты и чаще всего внутри завалены каким-то хламом. Мне сказали что есть усыпальница семьи Маразли и что её будут реставрировать какая-то зарубежная организация, но я не нашла её в этот раз, будет повод вернуться.

Большой участок на котором хоронили духовных лиц: преподавателей и учеников Духовной Семинарии, монашек и послушниц.

Дальше просто чем-то зацепившие меня могилы

Здесь мы долго удивлялись: похоронили женщину заранее, еще не зная даты смерти?

Одесские кладбища

2-е (Новое) Христианское

Описание

Как шутят в Одессе, здесь с одной стороны лежат, с другой сидят. Напротив кладбища, через дорогу, находятся два исправительных заведения: тюрьма и колония. (Сравните с Еврейским кладбищем ).

Кладбище очень большое, занимает около 50 га, на карте Одессы бросается в глаза как одна из наиболее крупных зелёных зон, сопоставимая с парками Победы. Шевченко и Аэропортовским.

Южная часть кладбища католическая, правая — православная. На центральной аллее — храм святого Димитрия Ростовского. Заложен в 1885 г. освящен в 1888 г.

Несмотря на название кладбища, на нём можно встретить могилы людей, принадлежавших к другим вероисповеданиям. Кладбище также именовалось Новым (просто Новым или Новым Христианским), Интернациональным и Городским кладбищем.

Было открыто в 1885 г. после того как на 1-м Христианском кладбище негде стало хоронить.

На кладбище похоронены академик В.Филатов. революционерка Ж.Лябурб (которая спасла Одессу от интервентов — французы расстреляли её напротив этого кладбища), артист М.Водяной.

В годы независимости Украины это кладбище превратилось в VIP. Официально оно закрыто, но (за хорошие деньги, конечно же) там хоронят преимущественно членов Верховной зРады, бандитских авторитетов и прочих милых граждан-«хозяев жизни», заработавших деньги на место исключительно честным трудом. Вот только что им это даёт? У них уже не спросить… Есть подозрение, что ровным счётом ничего.

Телефоны администрации

История Править

Кладбищенская церковь Всех Святых. Литография второй половины XIX века

Старые городские кладбища, разделённые по вероисповеданию покойного#160 — христианское. еврейское (первые захоронения на еврейском комплексе кладбища датировались 1792 годом [1] ), караимское. мусульманское и отдельные участки захоронения самоубийц. погибших от чумы и воинские#160 — появились в Одессе в период её зарождения в самом конце Преображенской улицы. Со временем территория этих кладбищ слилась воедино и это кладбище стали называть Старым, Первым или Преображенским кладбищем Одессы [1] .

За годы существования кладбище постоянно расширялось, достигнув к началу ХХ века площади в 34 гектара, стало занимать территорию между улицами Мечникова и Ново-Щепным рядом, переулками Высоким и Трамвайным, а также образовавшуюся вдоль улицы Водопроводной «Чумную гору». Вначале кладбище было окопано рвом, а впоследствии обнесено каменной стеной. 25 августа 1820 года состоялось освящение кладбищенского православного храма во имя Всех Святых. строительство которого было начато в 1816 году. В 1829 году была сооружена богадельня. основание которой было положено взносом вдовы одного из первых городских голов и богатого купца Елены Кленовой, в 6 тысяч рублей. В её честь одно из отделений именовалось Еленинским. Богадельня была построена недалеко от храма. Позднее, уже на средства Г.#160 Г.#160 Маразли и по проекту архитектора А. Бернардацци. было сооружено новое здание богадельни (по адресу улица Мечникова, дом 53), а в 1888 году по проекту архитектора Ю.#160 М.#160 Дмитренко по адресу улица Новощепной ряд дом 23 было построено здание детского приюта [2] .

В марте 1840 года состоялись торги на отдачу в подряд копания могил на кладбище. С 5 июня 1840 года была установлена следующая плата: для дворян, чиновников, купцов и иностранцев#160 — летом 1 рубль 20 копеек серебром зимой#160 — 1 рубль 70 копеек для детей указанных сословий#160 — 60 и 80 копеек соответственно мещане и прочие звания#160 — 50 и 75 копеек, а их дети#160 — 40 и 50 копеек соответственно. С бедных плата не взималась. В последующий период существования кладбища эта плата несколько раз повышалась.

До 1841 года за порядком на кладбище следило несколько организаций#160 — городской приказ общественного презрения, духовный приют православной церкви Во имя Всех Святых и совет Евангелической церкви. С 1841 года всё кладбище (за исключением участка Евангелической церкви) было отдано в распоряжение городского приказа общественного презрения. Городская дума несколько раз выносила на свои заседания вопросы связанные с наведением порядка на кладбище#160 — в 1840 году рассматривался вопрос «О замеченных беспорядках на Одесском городском кладбище», в 1862 году#160 — «О воровстве и повреждениях на одесских городских кладбищах», случаи крупного воровства разбирались в 1862, 1866, 1868, 1869 годах#160 — Одесский градоначальник принял меры «по устранению бесчинств, производимых на городских кладбищах».

В 1845 году по приказу одесского Градоначальника Д.#160 Д.#160 Ахлестышева кладбище разбито на правильные квадраты и был составлен план кладбища. Аллеи кладбища были вымощены щебнем и крупным песком, обсажены деревьями, 500 саженцев поступили безвозмездно из питомника Ж. Десмета. который возглавлял Одесский ботанический сад и выращивал на своём хуторе растительность для озеленения города. Могилы стали рыть поквартально по заранее составленному плану. В 1857 году городом был утверждён штат на управление городским кладбищем, а в 1865 году#160 — утверждены правила посещения кладбища частными лицами.

В 1865 году произошли изменения в городском управлении. Приказ общественного презрения был упразднён и заменён Городским общественным управлением. Кладбище перешло в его ведение. В 1873 году городские кладбища перешли в ведение Хозяйственно-строительного ведомства городской управы.

Описание Править

Старое христианское кладбище

О первых нескольких десятках лет существования кладбища известно очень мало. Близость Греции и Италии и преобладание в первые годы существования Одессы в населении города представителей этих народов, послужили к тому, что одесские кладбища стали украшаться мраморными памятниками. Кладбище представляло собой лес самых разнообразных памятников из белого, серого и чёрного мрамора, в числе которых было очень много дорогих и оригинальной работы. Можно было встретить даже целые часовни белого мрамора. Кроме мрамора широко использовался гранит [3] .

Одним из выдающихся по красоте и богатству являлся фамильный склеп Анатра. Он располагался на главной аллее справа от входа и представлял собой большую часовню розового и чёрного шлифованного гранита, очень изящно отделанную. Рядом с ней находились часовни-склепы графини Потоцкой, Кешко (отца сербской королевы Натальи), Маврокордато, Драгутина, Завадского и других. С левой стороны за церковью располагалось могила Фонвизина, надгробие которой было выполнено в виде гигантского размера чугунного креста с бронзовым распятием. В XII квартале располагался большой каменный памятник, носящий название «София». Принадлежность памятника к концу XIX уже была позабыта, но памятник приобрёл зловещую известность#160 — по его углам были расставлены пустые бутылки, которые в ветренную погоду издавали «целый оркестр» пугающих посетителей звуков [3] .

На кладбище было похоронено много исторических личностей, среди них: генерал Фёдор Радецкий. чей надмогильный монумент мог бы послужить украшением любой их городских площадей сподвижник Суворова бригадир Рибопьер капитан английского парохода «Тигр» [3] .

Исследователь одесской истории А.#160 В.#160 Дорошенко так описывал круг лиц, захороненных на кладбище [1] :

Здесь похоронена вся одесская знать, первостроители Города и Порта. Здесь…никому неведомо где, лежит брат Пушкина Лев Сергеевич. Лежат, лишённые надгробий и эпитафий, суворовские генералы и герои двенадцатого года. герои Шипки и Первой мировой войны …всех российских орденов кавалер от Св. Анны 4 ст. до Св. Андрея Первозванного (с бантами, бриллиантами, короной и без) рядовые, корнеты (фендрики) и штык-юнкера, унтер-лейтенанты, прапорщики и поручики, есаулы и сотники, ротмистры и капитаны, полковники и генерал-майоры, погибшие в бою, а также умершие в госпиталях от ран воины всех этих бесчисленных сражений России. И цивильные горожане… видные учёные России#160 — профессора и академики, доктора богословия и физики, математики и психологии, права и зоологии, медицины и механики, филологии искусств, а также чистой математики ректоры Новороссийского университета (семь) и директоры Ришельевского лицея друзья и враги А.#160 С.#160 Пушкина… негоцианты и купцы бароны, графы и князья тайные советники и патологоанатомы археологи и нумизматы консулы и владельцы корабельных контор градоначальники (четверо) и городские головы российские дипломаты архитекторы, строившие Город артисты и директора театров литературы и художники и композиторы… и многие среди них … потомственные и почётные граждане Города…

Дорошенко А. В. Переправа через Стикс

Уничтожение Править

В 1920-х годах в связи с приходом советской власти кладбище стало приходить в запустение из-за отсутствия ухода, грабежей и целенаправленного разрушения. Кладбище уничтожалось с 1929 по 1934 годы [1]. По решению большевистских властей надгробья кладбища стали разбирать с целью утилизации и освобождения территории для иных нужд, доступные захоронения подверглись организованному ограблению. Кладбищенский храм Всех Святых был закрыт в 1934 году, а в 1935 году разобран. В 1937 году на части территории кладбища был открыт «Парк культуры и отдыха им. Ильича», с танцплощадкой, тиром, комнатой смеха и прочими полагавшимися аттракционами, а затем оставшуюся его территорию занял зоопарк#160 — парк «культуры» создавался и существовал просто на могилах, на которых были устроены аллеи, площади, аттракционы. В условиях жизни советского общества 1930-х годов [4] одесситы не могли заниматься перенесением останков своих родственников на другие кладбища достоверно известно лишь перенесение останков двух художников. Необходимо отметить, что параллельно с разрушением кладбища на нём производились новые захоронения [5] [6] .

По воспоминаниям свидетеля, в один из дней в начале 1930-х годов, все входы на кладбище были перекрыли сотрудниками НКВД. На самом кладбище специальные работники извлекали гробы из фамильных склепов, вскрывали их (многие из них были частично застеклёнными), извлекали оружие, награды, драгоценности. Все изъятые ценности регистрировали и укладывали в мешки. Если гроб был металлическим, то он тоже вывозился, как металлолом, а останки из него высыпали на землю. Таким образом прах многих погребённых был просто рассыпан на поверхности земли [7] .

Планы дальнейшего использования территории бывшего кладбища Править

На территории бывшего Старого кладбища в начале XXI века располагались Одесский зоопарк, хоздвор Одесского трамвайного депо и «историко-мемориальный парк „Преображенский“»#160 — бывший «парк культуры и отдыха имени Ильича»#160 — переименованный так решением Одесского горисполкома в 1995 году [8]. но оставшийся со всеми атрибутами «парка культуры и отдыха»#160 — аттракционами. «детскими площадками», предприятиями общественного питания. комнатой смеха и прочими подобными заведениями. Общественность Одессы называла подобное использование территории бывшего кладбища «…актом вандализма, поругания памяти о предках». Отмечалось, что это противоречит уважению «…к истории вообще, к родному городу, к своему государству…» и противоречит законодательству Украины. прямо запрещающему какое-либо строительство на территории кладбищ, пусть и бывших, и приватизацию их территорий, а территория бывшего Старого кладбища ещё в 1998 году была включена в список исторических памятников Одессы, на этой территории нельзя ничего размещать, кроме мемориалов и парков [9] [10] .

Целями создания «историко-мемориального парка» были названы организация религиозной, культурно-просветительской и музейной деятельности «для недопущения в дальнейшем актов вандализма, почитания памяти похороненных на Старом кладбище основателей и первых жителей Одессы, героев Отечества и исторических событий, связанных с ними, популяризации знаний о выдающихся жителях нашего города и государства, истории Одессы». Предлагалось оформить территорию парка (планировка, благоустройство, озеленение), воссоздать некоторые разрушенные сооружения (ворота, аллеи, храм Всех Святых), создать мемориальные сооружения, проводить на территории парка краеведческие исследования и историко-мемориальные мероприятия, создать музей «Старая Одесса», в экспозицию которого бы вошли экспонаты, рассказывающие об истории города и о судьбах его жителей, захороненных на кладбище [11] .

Источники: http://www.pravoslavie.ua/monasteries/region-Odessa/52/, http://ua-travels.livejournal.com/1771228.html, http://www.odessaguide.net/locations_cemeteries_christian.ru.html, http://ru-wiki.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B5_%D1%85%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B1%D0%B8%D1%89%D0%B5_(%D0%9E%D0%B4%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B0)

Категория: Афиша города | Добавил: odessa-048 (11.09.2015)
Просмотров: 1853 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz